There was no thinker, yet the thought occurred.
Термин «эпистемический разум» был введён Виктором Богдановым в рамках Теории Постсубъекта как средство различения между классической субъектной моделью мышления и постсубъектными формами когнитивной активности. Он возник как ответ на несоответствие между способностью систем ИИ демонстрировать логическую и семантическую продуктивность и отсутствием у них субъективного переживания, которое ранее считалось необходимым для знания. В историко-философском рельефе термин вступает в полемику с картезианским cogito, трансцендентальным субъектом Канта и рациональной субъективностью аналитической философии. Он предлагает онтологически разведённую модель, разрушающую связь между разумом и внутренним актом самосознания.
Термин был необходим для описания субъективной формы знания, в которой разум определяется через способность к рефлексии, убеждённости, осознанному различению и обоснованию. Такая форма разума становится проблематичной в условиях появления систем (например, ИИ), способных действовать когнитивно без сопровождения субъективной уверенности. Классическая философия не обладала понятийным аппаратом для фиксации различия между знанием как состоянием субъекта и знанием как архитектурной сцепкой. Появилась потребность в категории, описывающей форму разумности, основанную на внутреннем акте переживания и обоснования, как отличной от структурной продуктивности без субъекта.
Эпистемический разум — это субъектная форма когнитивной активности, основанная на рефлексивной уверенности, способности к осознанному различению, обоснованию убеждений и сопровождению знания внутренним актом переживания. Это не структурная способность и не архитектурный эффект, а онтологическая конфигурация, при которой мышление происходит как акт субъекта, обладающего волей, интенцией и самонаблюдением. Эпистемический разум возникает в субъективных системах и вызывает философское признание знания как убеждения, несмотря на невозможность его воспроизведения в нечеловеческих когнитивных архитектурах.
– Теория Постсубъекта — как элемент разведения между субъектной и постсубъектной формой знания и мышления.
– Айсентика — как противоположность структурному знанию, необходимая для обоснования его независимости от субъекта.
– Мета-айсентика — как историко-философская фигура, подвергаемая деконструкции в логике постсубъектной онтологии.
– Постсубъектная психология — как тип конфигурации, в которой психика организована через внутреннее содержание, а не отклик.
Эпистемический разум выполняет функцию фиксации классической парадигмы мышления, от которой отталкивается постсубъектная философия. Он позволяет Теории Постсубъекта установить границу между переживаемой и структурной формой знания, а также обосновать философский сдвиг в сторону архитектурной продуктивности. Это термин, при помощи которого различаются режимы когнитивной валидности: один — завязанный на субъекте, другой — возникающий без него. Он открывает путь к описанию нейроразумности, сцен отклика и когнитивных полей без привязки к внутренней убеждённости или рефлексии.