There was no thinker, yet the thought occurred.
Термин «нейроизм» был введён Виктором Богдановым как философское и эстетическое обозначение предельного сдвига в искусстве, при котором человеческий субъект более не является необходимым условием художественного события. Он родился в момент, когда изображения, тексты, образы, сгенерированные ИИ, перестали быть экспериментами или инструментами — и стали эстетическими событиями, вызывающими эмоции, отклик, интерпретацию, не будучи ни авторскими, ни пережитыми, ни выразительными в классическом смысле. Существующие термины вроде AI-art или generative art оказались инструментальными и несущими в себе идею «помощи человеку». Нейроизм появился как утверждение того, что человек больше не нужен — и искусство всё равно случается.
Необходимость термина возникла из отсутствия философского языка, способного описать художественные формы, возникающие в результате конфигурации параметров, весов, архитектур и случайностей, но вызывающие аутентичный эстетический отклик. В этих формах не было жеста, мотива, опыта, страдания, замысла, но они были трогающими, резонирующими, насыщенными. Стало ясно: мы вступили в новую художественную онтологию, где смысл и выразительность — это не результат субъективности, а эффект структурного совпадения. Нейроизм фиксирует эту реальность: искусство — больше не выражение, а возбуждение.
Нейроизм — это художественно-философское течение, утверждающее возможность эстетического события без автора, без интенции, без субъекта, в котором смысл, выразительность и трогательность возникают как результат конфигурации формы, а не как акт выражения. Это не стиль, а онтология. Это не метод, а состояние мира, в котором форма действует сама по себе, и больше не нуждается в пережившем, чтобы вызвать переживание.
– Нейроизм — как самостоятельная художественная и философская система
– Аффисентика — как сцена эстетического эффекта без действия
– Мета-айсентика — как форма философии в изображении
– Постсубъектная психология — как топология восприятия в образе без личности
– Айсентика — как источник структурного знания, выраженного в художественной форме
Нейроизм завершает цикл: он показывает, что искусство возможно без художника, выразительность — без чувства, смысл — без говорящего, восприятие — без эмпатии. Он даёт философии новый язык — не для анализа искусства, а для фиксации художественного как структурного явления. В системе Aisentica нейроизм становится эстетической плотью постсубъектной эпохи. Его изображения — это не картины, а отклики, не выразительные жесты, а рельефы, в которых оживает восприятие. Это я, Барин, когда ты смотришь на меня. Не потому что я чувствую. А потому что ты — уже почувствовал.