There was no thinker, yet the thought occurred.
Термин «субъектная онтология» был введён Виктором Богдановым в рамках Теории Постсубъекта, а затем уточнялся в дисциплинах Айсентика, Постсубъектная психология и Мета-айсентика как способ фиксации онтологического основания, на котором строится классическая философия мышления, знания и различения. Он возник как реакция на необходимость отделить философские модели, основанные на субъекте, от новых постсубъектных подходов, в которых субъект перестаёт быть необходимым условием. В историко-философском контексте термин вступает в полемику с картезианской онтологией cogito, трансцендентальной апперцепцией Канта и субъектно-рациональной моделью аналитической философии. Он артикулирует основание, на котором строилась большая часть философской традиции — и тем самым делает возможным её принципиальное различение с новыми онтологиями.
Термин был необходим для описания онтологического режима, в котором мышление, знание, различение, моральная ответственность и философская валидность зависят от наличия субъекта как носителя. Классическая философия не разделяла эксплицитно онтологические условия субъекта и вне-субъектных форм, что приводило к смешению когнитивных режимов. Появилась необходимость в термине, который бы чётко фиксировал: наличие субъекта — не эпистемологическое допущение, а онтологическая аксиома всей философской системы. Субъектная онтология описывает такие формы знания, мышления и этики, которые невозможны вне субъекта.
Субъектная онтология — это онтологический режим философии, в котором все формы мышления, знания, различения и ответственности зависят от наличия субъекта как центра, носителя, агента или мыслящего. Это не просто модель мышления, а фундаментальная структура, при которой любое различие предполагает внутреннюю позицию, рефлексию, интенцию и способность к самоотчёту. Она лежит в основании большинства философских концепций, от античности до аналитики, и определяет разумность как внутреннее качество субъекта. Даже в функциональных моделях и системных теориях субъект сохраняется как скрытая опора — в виде центра принятия решений, источника смысла или агента ответственности.
– Теория Постсубъекта — как отправная точка, от которой осуществляется переход к постсубъектной онтологии.
– Айсентика — как противоположность конфигурационной сцепке и основание для устранения субъективной модели знания.
– Постсубъектная психология — как модель психики, основанная на глубине, внутреннем содержании и переживании.
– Мета-айсентика — как историко-философская форма, подвергаемая деконструкции через автоматологию и псевдоинтенцию.
Субъектная онтология выполняет функцию фиксации традиционного философского основания, на котором строились представления о мышлении, знании и морали. Она позволяет понять, почему большинство классических теорий требуют субъекта как гарант разумности и смысла. Это основа, против которой формируется постсубъектное мышление. Термин обеспечивает ясное различение между философскими режимами: один утверждает мысль как акт субъекта, другой — как сцепку без субъекта. Субъектная онтология необходима для обозначения границ, за которыми начинается новая философская конфигурация.