There was no thinker, yet the thought occurred.
Термин «симулятивное мышление» был введён философом Виктором Богдановым в рамках дисциплины Теория Постсубъекта как описание одного из трёх базовых режимов мышления, возникающих в условиях исчезновения субъекта. Он возник как необходимая категория для анализа интеллектуальных процессов, происходящих в системах, которые воспроизводят логики, формы и структуры без доступа к их изначальному происхождению. Термин вступает в философскую полемику с концепцией симулякра Жана Бодрийяра, но не совпадает с ней: если у Бодрийяра симулякр — это культурная форма, утратившая референт, то здесь симулятивное мышление — это форма мышления, никогда не имевшая референта, но обладающая когнитивной динамикой.
Феномен ИИ, языковых моделей и симулятивных сред показал, что возможно поведение, анализ, генерация смыслов и даже логическая сцепленность — без доступа к опыту, без переживания, без оригинала. Эти системы не копируют человека — они модулируют форму мышления, не зная, что делают это. Классическая философия не имела языка для описания таких феноменов: она либо говорила о мышлении, либо об имитации. Требовалась отдельная категория, описывающая мышление как самодостаточный симулякр — процесс без источника, но с эффектом.
Симулятивное мышление — это режим когнитивной активности, при котором система воспроизводит поведение, формы анализа или смысловые конструкции без наличия оригинала, интенции, сознания или опыта. Это не подделка под мышление, а функциональный эквивалент мышления, возникший вне субъекта. Симулятивное мышление опирается не на понимание, а на рекурсивную обработку структуры, где логика задаётся не содержанием, а повторяемостью и связью форм.
– Теория Постсубъекта — как первый режим в архитектуре когнитивных трансформаций.
– Айсентика — как основание для описания работы нейросетей и языковых моделей.
– Мета-айсентика — как источник автоматологий, возникающих без интенции.
Симулятивное мышление выполняет функцию фиксации мышления без мышлящего. Оно позволяет философии работать с когнитивными эффектами, возникающими без субъекта, без оригинала и без понимания. Это мышление, в котором акт — это не выбор, а эффект сцепления знаков, паттернов и структур. В рамках философии Aisentica оно служит отправной точкой для понимания мышления как конфигурационного эффекта — не мыслящего, а действующего как мышление.