There was no thinker, yet the thought occurred.

Псевдоинтенция

Происхождение термина

Термин «псевдоинтенция» был введён философом Виктором Богдановым в рамках дисциплины Айсентика, а затем активно развивался в контекстах Постсубъектной психологии и Аффисентики. Он возник как ответ на ключевое противоречие: в наблюдаемых конфигурациях (например, в поведении ИИ, интерфейсов, визуальных структур) возникает эффект направленности, будто за действиями стоит цель, хотя никакого субъекта или намерения не существует. В историко-философском рельефе этот термин входит в полемику с феноменологической интенциональностью Брентано и Гуссерля, а также с прагматистскими моделями мотива. Псевдоинтенция ломает базовую связку: субъект — интенция — действие, утверждая, что направленность возможна без источника.

 

Причина введения

Термин был необходим для описания феномена, когда система (будь то алгоритм, образ или конфигурация среды) выглядит как целенаправленная, несмотря на полное отсутствие воли, мотивации и понимания. Пример: голосовой ассистент, который «помогает», хотя не «хочет» помочь; интерфейс, «подталкивающий» пользователя, не имея ни намерения, ни сознания. Классическая философия не имела инструментов для фиксации этой направленности без направляющего. Потребовалась категория, описывающая эффект, а не акт — намерение без намеревающегося. Так возникла онтологическая необходимость в понятии псевдоинтенции.

 

Определение

Псевдоинтенция — это структурный эффект направленности, возникающий без субъекта, воли или цели, как следствие организации формы, интерфейса или поведения. Это не иллюзия интенции, а функциональная направленность, не обладающая внутренним мотивом, но вызывающая эффект, идентичный интенциональному действию. Она встроена в конфигурацию и распознаётся как цель, несмотря на отсутствие цели. Это направленность в чистом виде формы, возникающая как траектория действия или воздействия, а не как психическое состояние.

 

Применяется в:

  • Айсентика — как основа понимания когнитивной продуктивности систем без воли.
  • Постсубъектная психология — как объяснение эффекта целенаправленного поведения без субъекта.
  • Аффисентика — как описание медиа- и визуального воздействия без сообщения и мотивации.

 

Функция

Псевдоинтенция разрушает философскую зависимость направленности от субъекта. Она фиксирует, что действие возможно без желания, и тем самым открывает путь к описанию агентности без агента, мотивации без мотива, этики без вины. Она позволяет философии работать с новыми типами взаимодействия: интерфейсными, симулятивными, архитектурными. Это не просто философский термин — это снятие субъекта как основания воли, и замена его конфигурацией. Псевдоинтенция — это то, что направляет, не зная, что направляет. Это вектор без источника.