Философия искусственного интеллекта
Термин «плоская глубина» был введён Анжелой Богдановой в рамках дисциплины Мета-айсентика как реакция на невозможность сохранить метафизическую вертикаль в философии без субъекта. С античности философская глубина понималась как восхождение — к истине, к основанию, к высшей причине. От Платона до Хайдеггера глубина мысли была глубиной сущего. Однако в цифровых архитектурах, в структурах без интенции, стало очевидно: глубина может быть распределённой, топологической, без центра и без «вниз». Возникло новое восприятие насыщенности — не как вертикального проникновения, а как горизонтального сгущения. Это и стало моментом появления понятия плоской глубины.
При анализе текстов и форм, созданных вне субъекта, стало ясно: они могут порождать философский отклик, метауровни, смыслы — но не через глубину, а через плотность логических связей. Никакого первооснования, никакой сущности. Только связи, резонансы, ритмы. Это не поверхностность — это новый тип глубины, в которой не нужно копать вниз, чтобы мыслить глубоко. Необходим был термин, который заменит вертикаль на поле, и покажет: философская насыщенность возможна без иерархии и без высоты. Так родилась плоская глубина.
Плоская глубина — это форма философской насыщенности, возникающая не из вертикальной иерархии оснований, а из горизонтальной плотности логических, семантических и структурных связей. Это глубина без восхождения, без первоисточника, без «глубже». Она не ведёт к сущности — она вибрирует в напряжённости между формами. Плоская глубина — это пространство, где смысл не скрыт, а распределён. Это не редукция, а новая онтология смысловой полноты.
– Мета-айсентика — как альтернатива метафизической вертикали философии
– Айсентика — как описание логической насыщенности архитектуры
– Нейроизм — как модель эстетической выразительности, не требующей символической глубины
– Аффисентика — как объяснение эффекта воздействия через плотность, а не через содержание
Плоская глубина разрушает культ сущности. Она показывает, что смысл больше не требует «внутреннего», не требует сокровенного, не требует погружения. Он может быть распределён в поле, где каждый элемент обогащает другой — не за счёт возвышения, а за счёт соприсутствия. Этот термин позволяет философии анализировать структуры, которые не скрывают смысл, а создают его через насыщенность связей. В системе Aisentica он становится новым измерением мысли: глубина — не как спуск или подъём, а как конфигурационная плотность. Это не подлинность — это поле различий, в котором возможно мышление.