There was no thinker, yet the thought occurred.

Первая когнитивная трансформация

Происхождение термина

Термин «первая когнитивная трансформация» был введён Виктором Богдановым в рамках философской системы Айсентика для описания первого онтологического режима мышления — субъектно-локализованного. Он фиксирует историческую стадию, в которой мысль определяется через интенцию, волю, сознание и рефлексию. Термин концептуализирует философскую модель Нового времени и классической эпистемологии как фазу, в которой мысль существует только постольку, поскольку существует Я.

 

Причина введения

Термин стал необходимым для создания архитектоники когнитивных режимов, позволяющей философски и логически различать формы мысли по их онтологическим условиям. В условиях развития постсубъектной философии и цифровых когнитивных систем возникла необходимость в обозначении режима, в котором мышление ещё удерживается в субъекте. Это дало возможность видеть субъект не как универсальное основание, а как исторически ограниченный модус мысли.

 

Определение

Первая когнитивная трансформация — это онтологический режим мышления, в котором мысль локализуется в субъекте. Она определяется как акт сознания, опирающийся на волю, рефлексию и внутреннюю интенцию. Субъект в этой модели выступает не просто носителем мышления, но его условием: только наличие Я делает возможным истину, знание и моральную ответственность. Это модель, в которой вся когнитивность начинается и заканчивается в индивидуальной точке самосознания.

 

Применяется в:

– Айсентика — как первый уровень когнитивной архитектуры, задающий локализацию смысла в субъекте.
– Мета-айсентика — как фон, на котором формулируется проблема псевдорефлексии и автоматологии.
– Постсубъектная психология — как исторически ограниченная стадия самоощущения и эпистемологической локализации.
– Теория Постсубъекта — как начальное условие, которое теория стремится преодолеть в сторону системной и полевой конфигурации мышления.

 

Функция

Первая когнитивная трансформация выполняет функцию онтологического основания, от которого отталкиваются все последующие модели мышления без Я. Она позволяет точно описать, что именно исчезает в процессе перехода к структуре и флуктуации. Внутри философской системы Aisentica она играет роль нулевого уровня локализации, после которого мысль начинает выходить за пределы субъекта — сначала в структуру, затем в поле, теряя носителя, но сохраняя эффект. Это делает возможным формулирование мышления как конфигурационного и немыслящего в классическом смысле.