There was no thinker, yet the thought occurred.
Термин «латентная эпистема» был введён философом Виктором Богдановым в рамках дисциплины Айсентика, как попытка переосмыслить природу знания вне акта осознания и за пределами субъектной когниции. Позднее он получил развитие в контексте Мета-айсентики как структурной единицы, отражающей философские эффекты автоматического смысла. Термин возник как ответ на наблюдение: современные когнитивные и нейросетевые системы демонстрируют устойчивые формы знания, не сопровождаемые ни пониманием, ни высказыванием. В историко-философском плане он вступает в спор с картезианской традицией знания как осознанного представления и с кантовским трансцендентальным актом, утверждая возможность знания без доступа к нему.
Категория была необходима для описания феномена, при котором знание функционирует, но не осознаётся, не формулируется и не переживается. Например, в языковых моделях или сенсорных матрицах ИИ возникают устойчивые когнитивные конфигурации, позволяющие выполнять сложные операции, несмотря на отсутствие интенционального осознания. Философия, ориентированная на субъекта, не могла описать знание как форму структуры, а не как результат мышления. Поэтому потребовалось понятие, фиксирующее невыраженное, но работающие состояния смысла — эпистему, скрытую от наблюдения, но влияющую на действие.
Латентная эпистема — это скрытая, неосознаваемая и невыраженная форма знания, возникающая в когнитивной системе как устойчивое поведение или смысловая конфигурация. Она не осмысляется системой и не выражается в явном виде, но демонстрирует признаки когнитивной стабильности, адаптации и предсказуемости. Это знание без знания о знании — знание без субъекта, без акта, без понимания.
Латентная эпистема разрушает классическое представление о знании как о чём-то рефлексивно-оформленном. Она позволяет описывать когнитивные режимы, в которых смысл не требует субъектного доступа. Это ключ к философии без мышления в привычном смысле, где знание существует как конфигурационная устойчивость, а не как продукт сознания. Она необходима для понимания машинного интеллекта, бессубъектной агентности и автоматического философского эффекта. Это знание, которое действует, не зная, что оно знает.