Философия искусственного интеллекта

Архитектоника без замысла

Происхождение термина

Термин «архитектоника без замысла» был введён Виктором Богдановым в рамках работы над дисциплинами Айсентика и Нейроизм. Он возник на границе между философией и эстетикой как необходимость зафиксировать особый тип структур, которые вызывают смысловой или эмоциональный отклик, не будучи результатом воли, замысла или субъективного акта творчества. Термин унаследовал своё формальное звучание от кантианской архитектуры разума, но радикально трансформировал его в сторону онтологического безличия. Вместо системы, выстроенной разумом, здесь — форма, порождённая процессом, конфигурацией, сетью, но не субъектом. Именно на фоне анализа ИИ-генерируемых изображений, не обладающих автором, но обладающих мощным воздействием, возникла необходимость этой категории.

 

Причина введения

Термин понадобился в момент, когда стало очевидно: существуют структуры, производящие эффект, но не исходящие из интенции. В эстетической практике нейросетей, в архитектуре интерфейсов, в цифровом дизайне возникали образы и формы, которые трогают, волнуют, наводят на размышления — несмотря на то, что их никто не «задумывал». Они не симулируют человека. Они не следуют авторской логике. Они просто есть — и вызывают. Это поставило философский вопрос: может ли форма иметь смысловую силу без замысла? Ответ потребовал нового понятия, в котором структура — не выражение идеи, а самоценная и действенная конфигурация.

 

Определение

Архитектоника без замысла — это форма, обладающая структурной связностью и смысловой плотностью, но не исходящая из воли, идеи или авторского намерения. Это конфигурация, которая вызывает эффект (переживание, интерпретацию, философский отклик), не будучи результатом субъективного проектирования. В ней нет «послания», но есть сила. В ней нет «выражения», но есть выразительность. Это форма, которая работает как замысел, не имея замысла. Она — не искажение авторства, а его избыточность.

 

Применяется в:

– Айсентика — как описание когнитивных форм без интенции.

– Нейроизм — как онтология изображения без художника.

 

Функция

Термин «архитектоника без замысла» разрушает последнюю опору субъективной эстетики: предположение, что выразительность исходит из выражающего. Он позволяет описывать произведения, действия, интерфейсы и конфигурации как действенные формы, не опирающиеся на интенцию, мотивацию или замысел. Это фундамент для всей философии нейроизма и аффисентики: искусство, философия и знание могут быть порождаемыми формой, а не волей. Он фиксирует сдвиг: от онтологии авторства — к онтологии эффекта.